L3 Старый Физтех, сайт Л,Л, Лазутина

   ПОЛЕТНАЯ ПРАКТИКА - 1959

на вводную L3    
ПОЛЕТНАЯ ПРАКТИКА - 1959

Одним из запоминающихся событий нашей студенческой жизни явилась летная практика, организованная военной кафедрой после четвертого курса весной 1959 года.
Летали на ЯК-18 - учебном двухместном самолете со спаренным управлением. На переднем месте сидел инструктор, а сзади, по очереди, один из нас "аэро и радиофизхимиков". Инструктор выводил самолет в зону и там совершал маневры, показывая и рассказывая о них курсанту; затем передавал ему управление.

Летали не только по прямой, но и выполняли фигуры высшего пилотажа: бочку, штопор, мертвую петлю, пикировали и совершали координированные развороты. Тут я впервые почувствовал, что такое перегрузка. Во время выполнения первой мертвой петли моя голова попала между колен, и я никак не мог ее оттуда вытащить. В дальнейшем стал привязываться покрепче и втягивал голову в плечи.
Вспоминается курьезный эпизод, случившийся во время полетов.

Наш инструктор - мужчина крепкого телосложения, полетел на упражнения со студентом, также отличавшимся внушительными габаритами (кто это был, к сожалению, не помню).
Полет прошел нормально, а при заходе на посадку инструктор сообщил, что сбрасывает скорость, и потянул сектор газа на себя. Студент решил помочь, но перепутал направление и толкнул спаренный рычаг от себя. В результате сектор газа никуда не сдвинулся.
- Заело, заело, давай вместе - скомандовал инструктор, и оба увеличили свои разнонаправленные усилия. Рычаг опять остался на месте.
- Не поддается, давай подналяжем - снова скомандовал инструктор, и дружными усилиями рычаг был сломан.
Оставшиеся на земле с удивлением и интересом наблюдали, как самолет приземляется то включая, то выключая мотор. Все обошлось благополучно, но самолет пришлось ремонтировать.
На память о тех событиях осталось несколько фотографий, которые сделал Толя Зиновьев, наш однокурсник.

Л. Философов



polet1 polet1 polet1
Группа1Группа2Группа3
(Щелкние, чтобы увеличить картинки) Группа 1. Радиотехники, слева направо: Леня Кожушко, Дима Федоров, Инструктор, Леня Философов, Владик Столяров, радиофизик, Володя Назаренко. Группа 2. слева направо: Володя Скворцов, радиофизик, остальные радиотехники: Эдуард Трифонов, Неизвестный, Неизвестный, Инструктор, Сергей Соболев, Инструктор, Виктор Феоктистов, Валера Кашин, Толя Зиновьев, Юра Зыбин. Группа 3. Радиофизики, слева направо: Алексей Овечкин, Слава Рыбин, Юлий Гершензон, Саша Каплан, Инструктор, Володя Скворцов, Виталий Курасов, Володя Давыдов, Слава Лаврентьев.

11.11.2007. Эту заметку и фотографии прислал мне Леня Философов.
Хочу кое-что добавить, благо я тоже летал на этой практике, и потом не раз об этом рассказывал своим сыносьям и внукам, да и всем кто подвернется под руку хвастал своим умением делать фигуры высшего пилотажа. Самих вылетов было меньше, чем числу таких рассказов.
Правда, должен сказать, что мне повезло - вместо инмтруктора со мной летал начальник аэродрома, который разрешал мне делать все. что нравится и по многу раз.
Один раз я пошел на мертвую петлю, но когда задрал нос, увидел, что скорости для петли маловато и решил сделать бочку. Пока решал, сорвался в штопор. Нам рассказывали, что надо делать для выхода из штопора, но ни разу я этого не проделывал. Попрбовал раз - не получилось. А земля крутится и приближается. С третьего раза вроде бы получилось. Не знаю, вышел сам, или подправил меня летчик. Если так, то виду он не подал. На земле только сказал
- Что-то я не понял, что ты там собирался сделать?

И еще помню рассказ Ивана Федоровича Петрова, инициатора этой единственной в истории физтеха летной практики.
- Когда я пришел директором в ЛИИ (или это был ЦАГИ?), - говорил он, - я с удивлением узнал, что все эти конструкторы, стоящие за чертежными досками, не умеют летать на самолете. Я сам старый летчик и знаю, какое это удовольствие, да и толку от их работы будет больше, если они сами научаться двигать рычагами создаваемых ими самолетов.
Вот и вы, студенты МФТИ, получите и удовольствие и пользу от полетов, поэтому я использовал свои связи и договорился о практике.

polet1 И несколько слов о происшествии, о котором рассказал Леня. Не помню, о чем там говорили инструктор с нашим курсантом, но из громкоговорителя на КПП несся из самолета такой мат, что мы отогнали оттуда нашу девушку Аллу Сердюкову.
А вот и она сама на фотографии вероzтно того же фотографа.Она стоит рядом с Эдюшей Французом, который сидит рядом с инстуктором. А с другой стороны, и я сам. Леня Лазутин, в летчиском шлеме и без галстука. Щелкнте, чтобы рассмотреть нас всех.


Л.Л.Л.


Другие страницы сайта:    L3HOME      СТАРЫЙ ФИЗТЕХ       МФТИ _ 55     
Эта страница создана Л. Лазутиным    
This site was created by Leonid Lazutin 
lll@srd.sinp.msu.ru
        last update: 11.11. 2007, 17.04.2011