sib_gerb (5K)

Магнитные бури нашего Отечества


Трагедия Русского Трехречья

Реэмигранты из Китая в нашем селе

Из сайта Советско-Хакасской школы СОШ


Выполнили: ученицы 10 класса
Советско-Хакасской СОШ
Порватова Мария Викторовна, Сахнова Ольга Николаевна.

Руководитель: учитель истории
Советско-Хакасской СОШ Пономаренко Валерий Ильич

VII Ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век»

Номинация «Свои - чужие»

В нашей школе долгие годы живет славная традиция: ученики из поколения в поколение активно занимаются краеведческой работой. И сделано не мало. Составлены истории основания и развития наших сел, написана биография родной Советско-Хакаской школы, в школе есть археологический уголок. В архивах мы нашли подтверждение того, что современная деревня Красный Камень до 1929 года называлась Петроград. До сих пор в деревне жива частушка:

Петроград, Петроград,
Всех деревень выше.
Понастроили домов –
Соломенные крыши

А первая школа была открыта в 1929 году. В нашей школе учился (и это краеведы подтвердили документально) Герой Советского Союза Блинов Никита Павлович, погибший в 1942 году. Также было сделано уникальное открытие: в нашем селе жил (в 1932-1935 годах) и учился Демьян Фомин, будущий активный участник организации «Молодая гвардия». Его отец, шахтер из г.Краснодара, был первым директором нашего совхоза «Советская Хакасия». Затем Фомины уехали, на родину и в годы войны Демьян стал членом «Молодой гвардии». Он погиб, как и многие молодогвардейцы. В романе А.Фадеева, в некрологе на последней странице есть и фамилия нашего земляка. В настоящее время мы устанавливаем связь с музеем г.Краснодона.

Мы же поставили перед собой задачу написать еще одну страничку в историю нашего села. История села - это в первую очередь история его жителей. Дело в том, что в нашем селе проживают несколько семей, которые долгое время проживали в Китае. Как они туда попали, что заставило их покинуть родину мы и пытались выяснить.

Это русскоязычные семьи: Сафроновы, Апрелковы, Банщиковы, Высотины, Семеновы, Бугаевы и другие. Их потомки, потомственные забайкальские казаки проживали на территории современной Читинской области на берегу реки Аргунь, притока Амура. Река как раз протекала по границе между Россией и Китаем. На карте Читинской области мы нашли два села, в которых 75-80 лет назад жили наши земляки. Это село Калга и село Олочи. Они находятся на левом берегу реки Аргунь.

Первое переселение в Китай произошло в годы гражданской войны в России в 1918-1920 годах. Вспоминает Воробьева (Бугаева) Капиталина Ивановна, 66 лет: «Я родилась в 1939 году в Китае. Моих родителей, еще маленькими, в 1918 году перевезли в Китай из-за войны между белыми и красными».

Высотина Нина Васильевна, 83 года: «Переселились в Маньчжурию из Забайкалья. Жили в селе Таймыха. Отец и мать умерли в Китае. Замуж я вышла в Китае. Отец, Малышев Василий Гаврилович, был волостным атаманом, держал батраков. Дед в Китай не поехал, был арестован. Просидел в Тайшетлаге 11 лет».

Убегали от гражданской войны и от новой власти, уходили по льду р.Аргунь, перегоняли скот. В Китае селились хуторами, селами. Появилось много поселений с русскими названиями: Драгоценка, Щучье, Дубовая, Ключевая, Трехречье.

В течение многих лет, по 30-е годы, родственники сохраняли между собой связь, неоднократно посещали друг друга, пересекая границу. Видимо и сама граница имела явно условный характер, т.к «никаких пограничников никто не видел».

Вторая волна переселения из Забайкалья, гораздо большая, чем первая, произошла в начале 30-х годов прошлого века. Главная причина - коллективизация крестьянских хозяйств в Советском Союзе. Основная масса переселявшихся пошли через Аргунь по рыхлому непрочному льду весной 1930 года.

Колесникова Валентина Павловна, 71 год: «Родители бежали от раскулачивания. Уходили по рыхлому льду. Многие гнали скот, под ним проваливался лед. Коровы и лошади тонули. Утонуло и несколько человек. В Китае нас приняли хорошо. Было много знакомых. Стали заниматься сельским хозяйством. Но платили большие налоги. Платили больше, чем оставляли себе» (по воспоминаниям родителей).

Сибирское крестьянство бежало от разорения. Именно в Сибири коллективизация шла тяжело, потому что почти все дворы были достаточно зажиточными, в Сибири бедняками были только лодыри или неумехи. Нажитое годами не хотелось терять. Один выход - Китай.

В Китае поселились в районе, который назывался Трехречье - р.Хагул, р.Дербул, р.Гол (Халхин-Гол?). Рядом был крупный город Хайлар. Чуть дальше г.Харбин - административный центр Северо-Восточного Китая или Маньчжурии. На западе района - граница с Монголией.

А теперь обратимся к истории. Сами переселенцы, здравствующие ныне, из-за своего младенческого возраста в 30-е годы мало знают о тех событиях, которые происходили в Китае и были очень тяжелыми. Итак, по порядку. По воспоминаниям абсолютно всех переселенцев в 30-е годы их в Китае приняли весьма хорошо. Мы склонны считать, что это произошло по многим причинам, но главное в том, что 1929 году из-за постоянных конфликтов на КВЖД были разорваны дипломатические отношения между СССР и Китаем. И Китайские власти, действуя по принципу «враг моего врага - мой друг», приютили на своей стороне противников коллективизации советской деревни.

Главной единицей местной власти был департамент. Он находился в г.Хайларе. Платили натуральный налог: скотом, птицей, зерном. Документов русским никаких не выдавали. Через год после переселения, в 1931 году, Маньчжурия практически без боевых действий была оккупирована японскими войсками. Японские власти сформировали марионеточное китайское государство - Маньчжоу-Го. Практически в каждом русском селе появляются японские войска, строятся казармы, оборонительные сооружения. И это понятно, ведь рядом советская граница.

Но японская оккупация не внесла особых перемен в жизнь русских переселенцев. Сопоставляя факты, можно даже предположить, что при новой власти несколько уменьшились налоги. Отношение властей к русским было нейтральным. В армии Маньчжоу-Го призывали практически все мужское население, проживающее в Маньчжурии: китайцев, монголов, уйгуров, бурятов и других, но русских не трогали. Японцы в жизнь поселений не вмешивались, казармы находились на их окраинах.

В 1939 году на монголо-китайской границе в районе реки Халхин-Гол советские и монгольские войска разгромили японскую и маньчжурскую армию, но русские об этом практически ничего не знали, хотя боевые действия проходили почти рядом (от Трехречья до Халхин-Гола 150-200 км). Правда вспоминают, что в этом году видели в городах Хайларе и Харбине большое количество раненых японцев и китайцев.

Удивительно, но наши соотечественники почти ничего не знали и о Великой Отечественной войне, которую вел Советский Союз. Граница была наглухо закрыта, вестей с России не поступало, а местные власти их тоже не распространяли по понятным причинам. И опять интересный факт. В 1945 году, когда советские войска перешли китайскую границу, японцы известили местное население о возможных боях и сами ушли из Трехречье практически без сопротивления. По подсказке японского офицера русские переселенцы на своих избах вывесили большие белые флаги. Воробьева К.И. вспоминает, что советские войска китайцы встречали «дружелюбно, с музыкой». Русские встречали своих соотечественников со смешанным чувством: и радость, и тревога: «А что дальше?»

После освобождения Китая от японцев и завершения второй мировой войны в Китае разразилась гражданская война между правительственными войсками генерала Чан Кайши и коммунистической армией Мао Цзэдуна. Война закончилась в 1949 году. Образовалась Китайская народная республика во главе с КПК (коммунистической партией Китая). Жизнь переселенцев еще несколько лет не менялась, но потом все резко изменилось.

Перемены шли с большой Родины, особенно после смерти Сталина. В советском консульстве в г.Харбине стали выдавать свидетельства о рождении советского образца. Фактически это говорит о предоставление советского гражданства. В селах открываются русскоязычные школы. Открываются клубы. Колесникова В.П. работала заведующей клубом, под который была перестроена бывшая японская казарма. В Хайларе и в Харбине открываются семилетние и десятилетние русские школы. В деревнях - только начальные. Советское влияние усиливалось. Работники советского консульства практически не выезжают из русского района. Идет осторожная пропаганда советского образа жизни. Русские дети повязывают красные галстуки. Воробьева К.И. и Колесникова В.П. становятся комсомолками: «Мы стали членами ССМ (Союза советской молодежи)».

В тоже самое время в с.Драгоценка работала русская православная церковь, а отец Колесниковой, В.П.Банщиков Павел Дмитриевич, обзавелся мельницей.
Начинаются перемены и в китайском обществе - коллективизация крестьянства. Воробьева К.И.: «В 1954 году в Трехречье стали образовываться коммуны, это китайские колхозы. В них предложили вступить и всем русским, но мы отказались. И тогда нам вежливо и настойчиво стали предлагать выехать в СССР».

Напрашивается вопрос, почему же наша страна была заинтересована в возвращении своих бывших соотечественников на родину?

Во-первых, СССР потерял в войне 27 млн. человек, а в Китае, по данным журнала «Азия и Африка сегодня», к 1955 году проживало до 600 тыс. русских (в Маньчжурии около 400 тыс., а в Трехречье – 25 тыс.).

Во-вторых, в середине 50-х годов в Советском Союзе начинается освоение целинных и залежных земель, требующее больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому большинство переселялись ни в Сибирь, а в главный целинный край - Казахстан. Уезжали второпях. Быстро продавали скот, имущество, дома. Продавали очень дешево китайцам-переселенцам из южных провинций, которые в Трехречье создавали сельскохозяйственные коммуны.

Китайская сторона предоставляла автомашины, на которых переселенцев довезли до станции Отпор. На китайском поезде доехали до советской границы, пересели на советский поезд и добрались до места назначения.

Вот так в 1955 году в совхозе «Советская Хакасия» в деревне Аглахта появилась целая община русских переселенцев из Китая. Местные встретили их плохо. Обзывали «китайцами». Но государство всех обеспечило работой, жильем, выплатило подъемные деньги.

Выехали не все сразу. У Банщиковых в 1955 году приехали только дети - 12 человек. А родители вернулись в СССР в 1967 году. Говорят, сильно боялись, не верили в свою безопасность.

Не все возвращались в Советский Союз. Многие родственники наших переселенцев уехали в Австралию и живут там до сих пор (Колесниковы, Бугаевы, Апрелковы). Почти все, кто родился в смешанных браках, остались в Китае. В основном в смешанные браки вступали русские женщины. Однако есть и исключения. В селе «Советская Хакасия» жил дядя Гриша У-Цунь-Е (так его все звали). По паспорту он был Бугаев (по матери). Отец у него был китаец. Он умер еще до 1955 года. Мать привезла в СССР всех детей от первого, русского мужа, а от китайского мужа с матерью приехал только дядя Гриша. Хотя и настоящее имя у него тоже было китайское. Дядя Гриша по обличию был как настоящий китаец, свободно говорил на китайском языке, знали язык и его дети.

Вообще судьба русских из Трехречья очень драматична. По данным читинского краеведа В.В.Перминова, взятых в Интернете, переселение из Трехречья проводилось в несколько этапов.

Первый, в 1955-1956 годах, мы о нем уже рассказали.

Второй, в 60-е годы (в нашем случае родители Банщиковых) - из-за ухудшения советско-китайских отношений. В тоже время насильно были репатриированы в СССР члены старообрядческих общин (поселились в Горном Алтае).

Кроме СССР и Австралии, уезжали на Филиппины, в Бразилию, Боливию, Парагвай, Аргентину.

Третий этап - в 1974 году. Оставшиеся русские возвратились на свою историческую родину - Читинскую область, где основали село Сенькина Падь, недалеко от Приаргунска. В конце 70-х годов в д.Дубовая умерла последняя русская женщина Полина Ельчина. Сейчас в Трехреченском районе проживает около 8-и тыс. человек от смешанных браков, 2,5 тыс. из них - крещеные. В 2000 году в селе Лабдарине построен православный храм как символический памятник русскому Трехречье.

Когда наша работа была почти закончена, мы нашли в Интернете материалы краеведов, изучающих историю забайкальского казачества В.В.Перминова и А.Бутузова, где было много материалов и с русских переселенцев из Трехречья.

Многие факты были просто интересны для нас, а некоторые не совпадали с теми, о которых мы узнали у наших переселенцев. Перед нами стало проблема переделать всю нашу работу, уточнить некоторые детали или все оставить, как было? Ведь у каждого свой взгляд на эти события, одни были их участниками, а другие эти события изучали много лет спустя. Кто более прав, точен? Мы верим в правдивость всего рассказанного нам нашими русскими «китайцами». Нам кажется, что они с нами были искренны. Не верить краеведам тоже нельзя. Поэтому мы решили дополнить нашу работу любопытными фактами, уточнениями, цифрами.

Первые русские казачьи стойбища, зимовья появились в Трехречье на рубеже XVIII и XIX веков, первые деревни в 1870-1920 годах.

Кстати, об этом говорит и A.M.Кайгородов, этнограф, писатель, уроженец Трехречья, из д.Дубовая.

Всего в Трехречье русских деревень было 19.

Правильное название рек - Ган, Дербул, Хаул - правые притоки р.Аргунь.

С 1920-1945 года в Трехречье было атаманское казачье управление.

Административный центр Трехречья - с.Драгоценка, там находилось станичное управление.

Первым атаманом Трехречья, после ухода из России, был небезызвестный атаман Семенов Г.М. На свои (?) деньги Семенов в Драгоценке построил большую школу с пансионом и мастерскими. Последним атаманом был полковник Сергеев, убитый отступающими японцами в августе 1945 года.

Японцы все-таки смогли мобилизовать в свою армию - 105 русских мужчин под командованием есаула Ивана Пешкова. Отряд в 1945 году выступил против японцев. Почти все погибли. Пешков расстрелян.

Возвратиться в СССР имели право только русские из Маньчжурии, а те, кто жил в Шанхае - нет, им инкриминировались тесные связи с британскими и французскими колонизаторами и японскими оккупантами. Они выехали в другие страны (80% - в Австралию).

В 1945 году в Трехречье были арестованы органами НКВД несколько сотен русских мужчин. Осуждены на различные сроки. Так же в это время в Трехречье для нужд Красной армии забирался скот, лошади, хлеб, продукты.

В 1945 году, оставшиеся в Трехречье русские, подверглись китайскому раскулачиванию. На семью оставляли по одной лошади и корове и по пять овец. В 30-40 годы прошлого века бедным в Трехречье считался двор, в котором было менее 30 голов КРС и лошадей. Хозяин освобождался от налогов. В с.Драгоценка насчитывалось 22 двора, имеющих более 1 тыс.овец, а некоторые - от 6 до 10 тыс.

В 1954 году в Китае была закрыта духовная миссия русской православной церкви.

В настоящее время некоторые русские деревни развалились, другие получили китайские названия. Самое большое село Драгоценка называется город Саньхэ (есть на карте КНР).

Свою работу мы решили написать в номинации «Свои – чужие». Конечно, спустя полвека после переезда из Китая, бывшие переселенцы уже давно не чужие в нашем селе. Здесь родились их дети, появились внуки и правнуки. Но все-таки, даже сейчас, они немного отличаются от остальных жителей села как внешностью, так и своими характерами и образом жизни. Что интересно, это передается и их потомкам.

С большой вероятностью можно утверждать, что во многих семьях в прошлом были смешанные браки, хотя сами они утверждают обратное. Ведь еще до Нерчинского соглашения 1689 года о разделе земли между Россией и Китаем. Первые русские землепроходцы в Забайкалье жили рядом с местным населением, в т.ч. и китайцами. Поэтому взаимная ассимиляция русского и китайского народа началась еще тогда, 300 лет назад.

Наша же уверенность основана на следующих фактах. Люди старшего поколения, да и у многих, кто моложе, узкий разрез глаз, темные волосы, невысокий рост, коренастая фигура с более низким центром тяжести тела, чем у русских, короткие, слегка кривые ноги. Походка торопливая, передвигаются почти бегом. На лице всегда доброжелательная улыбка. Но, все-таки, главное - их голос, манера говорить. Речь торопливая, слова произносятся отрывисто. Голос очень высокий, крикливый, можно сказать несколько писклявый. Один взрослый мужчина имеет деревенское прозвище - Пискун. Почти все говорят на каком-то особом диалекте. Например, не «большой», а «большевастый», не «мелкий», а «мелковастый» и т.д.

Собирательный характер примерно такой. Люди очень трудолюбивые, ответственные, высоко профессиональные, лучшие в селе механизаторы и животноводы, не злоупотребляющие спиртным. Имеют благополучные семьи, в которых культивируется уважение, любовь, забота о старших. Спокойные, терпеливые, не конфликтные. Надеются на себя и свою семью. В тоже время достаточно скрытные, замкнутые, трудно сходятся с другими людьми, имеют мало друзей, но от этого не страдают. Имеют высокий уровень самодостаточности. Как правило, держат большое домашнее хозяйство, уровень материального обеспечения семей достаточно высок.

Трудно вызываются на откровенность, не любят много говорить, свое мнение и мысли держат при себе. Типичный диалог: «Как вчера порыбачил?» – «Нормально». «Где набрал столько грибов?» - «Да там, недалеко».

В советское время многие из них были передовиками, имели правительственные награды, были на Доске Почета.

Прекрасно знают свою родословную и передают ее своим детям. Хранят историю своих вынужденных переселений. Почти в каждой семье читали известный роман писателя К.Седых «Даурия», в котором, как они утверждают, очень правдиво описана судьба забайкальского казачества. Во многих семьях этот роман есть в домашних библиотеках. Они были очень рады и выразили нам огромную благодарность за материалы из Интернета «История русского Трехречья». Мы очень рады, что представился случай лучше познакомиться с этими людьми. Их жизненные принципы, верность своим убеждениям вызывают у нас глубокое чувство уважения к ним и их много летним традициям.

Используемая литература и материалы

1. «Новая и новейшая». № 6,1993 год; «Наука»; Москва. Ледовских A.M. «На дипломатической работе в Китае в 1942-1952 гг.».
2. К.Седых. «Даурия», роман. Красноярское книжное издательство, 1976 г.
3. Аблова Н.Е. «История КВЖД и Российская эмиграция в Китае (I половина XX века)». Минск, БГУ, 1999 год.
4. Атлас мира. Москва, «Политиздат»,1988 год.
5. А.Бузунов. «Союзная газета», «Судьбы русской диаспоры». (Из истории русской эмиграции в Китае).
6. В.В.Перминов «Начало и конец русского Трехречья».
7. www.sousgaseta.inforos.ru.


На нечальную страницу "Трагедия Русского Трехречья"  /   Белое дело, кадеты  /  Первая страица портала XXL3.RU