Сборник
[1] Так обозначены номера страниц.
Флот в Белой борьбе. / Составление, научная
редакция, предисловие и комментарий доктора истори-ческих наук С. В.
Волкова. — М.: Центрполиграф, 2002. (Научно-просветительное
издание) — 607 с. Тираж 3 000 экз. Аннотация издательства: Книга «Флот в Белой борьбе»
представляет собой девятый том серии, посвященной истории Белого
движения в России, и описывает участие в Гражданской войне русских
военных моряков. В книге приведены воспоминания участников Белой борьбы
на морях, крупных озерах и реках России. Рассмотрены судьбы русских
эскадр, которые вынуждены были интернироваться и разоружиться за
рубежом, а также эмигрантские организации моряков. 3а небольшим
исключением помещенные в томе материалы в России никогда не издавались,
а опубликованные за рубежом представляют собой библиографическую
редкость. Том снабжен предисловием и обширным комментарием, содержащим
несколько сот неизвестных и «первые публикуемых биографических справок
об авторах и героях очерков. Книга входит в реализуемую издательством
«Центрполиграф» серию под общим названием «Россия забытая и
неизвестная». Как и вся серия, она рассчитана на широкий круг
читателей, интересующихся отечественной историей, а также на
государственных и общественно-политических деятелей, ученых, причастных
к формированию новых духовных ценностей возрождающейся России.
С о д е р ж а н и е Раздел 1
Н. Кадесников. Краткий очерк Белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917-1922 годах [9]
Раздел 2
И. Кононов. Действия моряков в начале добровольческого движения [77]
Раздел 3
К. Шуберт. Русский отряд парусных судов на Каспийском море [317]
Раздел 4
Г. Мейрер. Война на Волге. 1918 год. [406]
Предисловие
Девятый том серии «Белое движение в России» посвящен участию в
Белом движении моряков. Флот вследствие относительно небольших потерь в
личном составе в 1914–1917 годах (от рук революционеров в 1917 году
погибло больше офицеров, чем за все время мировой войны) ко времени
большевистского переворота в несравненно большей степени, чем
сухопутная армия, сохранил свой кадровый состав. Поэтому и доля морских
офицеров, принявших участие в Белой борьбе, была (как и для гвардии и
армейской кавалерии) особенно велика (в той или иной мере участвовало в
Белой борьбе до 80% кадровых строевых офицеров флота).
Первые моряки Добровольческой армии были собраны в Морской
роте. В 1-м Кубанском походе участвовали 16 чинов флота. Очень активно
участвовали в борьбе морские кадеты: из 49 кадет 5-й роты (то есть в
возрасте 15 лет) Морского корпуса в Петрограде, судьба которых
известна, 43 сражались в Белой армии, из кадет Севастопольского корпуса
13 были за храбрость произведены в офицеры. В 1918 году большинство
морских офицеров воевали на суше. Ими, в частности, были укомплектованы
команды бронепоездов «Адмирал Непенин» (капитан 2-го ранга В. Н.
Марков, потом старший лейтенант А. Д. Макаров), «Дмитрий Донской»
(капитан 2-го ранга Б. Н. Бушей), «Князь Пожарский» (капитан 1-го ранга
В. Н. Потемкин) и др.
Флот удалось организовать не сразу. 24 ноября 1918 года суда в
Севастополе подняли Андреевские флаги, но вскоре были заняты
англо-французами. Первым кораблем Черноморского флота Добровольческой
армии стал реквизированный в Новороссийске ледокол «Полезный», чуть
позже к нему присоединились подводная лодка «Тюлень» и канонерка
«К-15». В апреле 1919 года из Севастополя в Новороссийск был уведен
крейсер «Кагул». В начале мая в составе флота, кроме них, имелись
миноносец «Живой», пароход «Граф Игнатьев», буксир «Никола Пашич»,
посыльные суда «Буг» и «Разведчик», летом — более десятка судов.
Летом флот Добровольческой армии насчитывал уже более десятка судов. С
конца 1919-го — начала 1920 года флот состоял из трех отрядов и
имел в 1920 году свыше 120 судов, в том числе линейный корабль,
крейсер, 3 вспомогательных крейсера, 8 эсминцев и 9 канонерских лодок.
После эвакуации Крыма Черноморский флот был преобразован 21 ноября 1920
года в Русскую эскадру, которая пришла в Бизерту (Тунис), где
просуществовала до 1924 года.
В 1918–1919 годах существовало особое Морское управление
Донской армии (контр-адмирал И. А. Кононов), образовавшее флотилию из
речного Донского и Азовского отрядов. Весной 1919 года Азовская
флотилия была переименована в Днепровскую и перешла на Днепр, где в мае
были созданы Верхне-Днепровская, Средне-Днепровская и Нижне-Днепровская
флотилии. Весной 1919 года была организована Каспийская флотилия, на
которую прибыла группа морских офицеров, находившаяся в Персии, а также
отправлены морские офицеры, собранные из частей Добровольческой армии,
флотилия действовала до начала 1920 года, после чего ее остатки,
отошедшие во главе с капитаном 1-го ранга Б. Н. Бушеном в Энзели (до
700 человек при более 200 офицерах), спаслись в Персии, а большинство
офицеров было в сентябре 1921 года переправлено во Владивосток, где они
составили кадр Сибирской флотилии.
В состав войск Северной области входила флотилия Северного
Ледовитого океана. Она существовала при большевиках под прежним
командованием, при нем же вошла в состав войск Северного фронта. В
состав флотилии входили линейный корабль «Чесма», несколько эсминцев и
ряд более мелких кораблей и судов. Большинство ее офицеров воевали на
сухопутном фронте и в составе Онежской озерной, Печорской и
Северо-Двинской речных флотилий, но морских офицеров было гораздо
больше, чем имелось для них судов. Поэтому морских офицеров приходилось
привлекать и для пополнения фронтового комсостава. Как и на юге, ими
укомплектовывались бронепоезда. На бронепоездах служило несколько
десятков морских офицеров, в большинстве расстрелянных потом после
капитуляции. Ими были также укомплектованы Архангельская отдельная
флотская рота и 1-й Морской стрелковый батальон.
Морских сил в Северо-Западной армии практически не было (хотя
имелось Морское управление), если не считать перешедшую от красных
Чудскую флотилию из 3 судов и созданную в Нарове небольшую речную
флотилию под началом капитана 1-го ранга Д. Д. Тыртова. Но в армии
воевало до 250 морских офицеров и гардемарин.
На востоке в первых же числах июня 1918 года было положено начало Волжской флотилии, личный состав которой позже переведен [4]
был на Камскую флотилию (при эвакуации с Камы она имела свыше 100
офицеров). Впоследствии из моряков в Красноярске была сформирована
Бригада морских стрелков. В августе 1919 года часть морских офицеров
направлена на Обь-Иртышскую флотилию, а 70 офицеров во главе с
капитаном 2-го ранга П. В. Тихменевым пошли на создание Морского
учебного батальона, который с сентября непрерывно находился в боях и
почти полностью погиб. Сибирская флотилия была сформирована осенью 1918
года во Владивостоке в составе нескольких миноносцев и транспортов.
Летом 1919 года в ее составе создан Учебный отряд для подготовки кадет
Морского училища (канонерская лодка «Маньчжур», посыльное судно «Якут»,
ледоколы «Улисс» и «Диомид», прикомандированный миноносец «Смелый», а с
декабря 1919 года — еще вспомогательный крейсер «Орел», эсминцы
«Бойкий» и «Грозный»). В начале 1920 года после гибели адмирала Колчака
корабли флотилии были захвачены образовавшимся во Владивостоке левым
правительством. В ходе переворота 26 мая 1921 года решающую роль сыграл
десантный отряд из чинов флотилии во главе с капитаном 2-го ранга
Соловьевым. В это время флотилия насчитывала 25 судов и состояла из 3
дивизионов. Качественный состав флотилии из-за наличия значительного
числа левых элементов был гораздо хуже, чем армии, но 23 сентября 1921
года флотилия пополнилась прибывшими чинами Каспийской флотилии (около
80 офицеров и свыше 200 матросов), что резко изменило ее облик. 24
октября 1922 года флотилия эвакуировала части Дальневосточной армии в
Корею, а затем в Шанхай, после чего в январе 1923 года прибыла на
Филиппины, где была расформирована.
В эмиграции моряки держались весьма сплоченно и практически все
входили в ту или иную организацию. Зарубежные русские морские
организации можно разделить на два основных типа. К первому относились
строевые организации, представляющие собой кадры флота и созданные
непосредственно на базе Черноморского флота Русской Армии (Русской
эскадры в Бизерте). Они объединялись Военно-Морским союзом (во главе с
вице-адмиралом М. А. Кедровым), который был образован 3 октября 1929
года. Председатель его был помощником председателя Русского
общевоинского Союза (в который в 1924 году была преобразована Русская
Армия). Союз объединял чинов флота по группам в зависимости от места
жительства, а в Париже (где их было больше всего) — по выпускам из
учебных заведений и месту прежней службы. Здесь существовало 15 групп.
Вне Парижа существовали группы в Марселе, Алжире, Ницце, Нанси, Каннах,
Ментоне, Судане, Афинах, Белграде, Бухаресте, Гельсингфорсе,
Чехословакии, в Брно, Норвегии, Германии, Эстонии, Латвии, Болгарии и
Шанхае. Ко второму типу [5] относились
корпоративные организации нестроевого характера: кают-компании, разного
рода общества взаимопомощи, объединения выпускников морских учебных
заведений и научные кружки. Они в большинстве своем входили во
Всезарубежное объединение морских организаций. Некоторые из этих
организаций возглавлялись лицами, одновременно руководившими
организациями, входящими в Военно-Морской союз. В ряде городов имелось
по нескольку морских организаций (как входящих, так и не входящих в
Военно-Морской союз): 25 и Париже, 4 в Белграде, по 3 в Алжире,
Гельсингфорсе, по 2 в Афинах, Берлине, Брно, Бухаресте, Ницце, Пльзене,
Ревеле, Риге, Тунисе и Шанхае. В середине 30-х годов насчитывалось
около 30 морских организаций, а к началу 40-х более 50 (как правило,
они должны были иметь не менее пяти человек). Наиболее крупными в 20-х
годах были Тунисский отдел Общества русских офицеров (64 человека),
Общество бывших русских морских офицеров в Америке (124); Парижская
кают-компания насчитывала 343 человека. В середине 1960-х годов еще
действовало 10 морских организаций с общей численностью 608 человек (79
в США, 59 во Франции, остальные в Бельгии, Тунисе, Аргентине и
Австралии).
Морскими офицерами за рубежом было издано немало мемуарной
литературы, в составе которой видное место занимают и воспоминания о
Гражданской войне. Выходил целый ряд журналов, прежде всего «Морской
журнал», «Морские записки», «Вахтенный журнал», более полусотни книг
было опубликовано в серии «Русская морская зарубежная библиотека».
В настоящем издании собраны воспоминания участников боев в
составе морских и речных сил белых армий на различных фронтах
Гражданской войны. В разное время они были опубликованы в русской
эмигрантской литературе. Эти воспоминания (за исключением очерка Н. З.
Кадесникова) никогда в России не публиковались.
Как правило, все публикации приводятся полностью. Авторские
примечания помещены (в скобках) в основной текст. Везде сохранялся
стиль оригиналов, исправлялись только очевидные ошибки.
Поскольку в Белой армии на юге России вплоть до ее эвакуации
из Крыма использовался старый стиль, все даты, кроме особо оговоренных
случаев, приводятся по этому стилю.
Поскольку фамилии, имена и отчества приводятся авторами мемуаров
по памяти, их написание в тексте может отличаться от истинного и
общепринятого, приведенного в комментариях составителя.
С. В. Волков
Флот в Белой борьбе
Проект "Военная литература": militera.lib.ru
Издание: Флот в Белой борьбе — М.: Центрполиграф, 2002
Книга в сети: militera.lib.ru/h/whitefleet/index.html
Иллюстрации: нет
OCR: Андрей Гончаров
Правка: sdh (glh2003@rambler.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
{1}Так помечены ссылки на примечания.
Н. Боголюбов. Посыльное судно «Китобой» [71]
П. Варнек. Образование флота Добровольческой армии [79]
В. Аристов. На «Живом» в Гражданскую войну [100]
Я. Шрамченко. Канонерская лодка «Терец» в Гражданскую войну [111]
И. Холодковский. Действия канонерской лодки «К-15» в 1919 г [114]
И. Нелавицкий. Начало 2-го отряда судов Черноморского флота и снятие с мели канонерской лодки «Терец» [117]
П. Варнек. Эвакуация Одессы Добровольческой армией в 1920 г. [122]
В. Бекеч. На транспорте «Дон» [137]
Б. Карпов. Краткий очерк действий белого флота в Азовском море в 1920 году [141]
Г. Усаров. Три похода в Хорлы в 1920 году [168]
П. Варнек. У берегов Кавказа в 1920 году [178]
А. Долгополов. Добровольческие десанты в Азовском и Черном морях [214]
А. Ваксмут. К статье «Добровольческие десанты» [226]
П. Варнек. На фланге армии [231]
Б. Карпов. Памяти «Салгира» [235]
П. Варнек. Действия флота в северо-западном районе Черного моря в 1920 году [243]
Б.Карпов. Второй отряд судов Черноморского флота [268]
П. Варнек. Линейный корабль «Генерал Алексеев» и история его пушек [276]
В. Григорков. Донесение командира крейсера 2-го ранга «Алмаз» о походе из Севастополя к берегам Кавказа в октябре н. ст. 1920 года [284]
Н. Гутан. Краткий очерк действий флота при эвакуации Крыма в ноябре 1920 года [295]
А. Штром. Последние... Линейный корабль «Ростислав» и канонерская лодка «Страж» [314]
Каспийская военная флотилия 1918-1919 годов [374]
А. Ваксмуп. Конец Каспийской флотилии времени Гражданской войны под командой генерала Деникина [396]
Б. Макаров. Материалы для истории флота в период Гражданской войны 1917-1920 годов. Сибирь [424]
Е. Красноусов. В Шилкинской речной флотилии боевых судов [433]
Ю. Старк. Отчет о деятельности Сибирской флотилии 1921-1922гг [437]