|
"Я ИДУ НЕ ПО НАШЕЙ ЗЕМЛЕ..."
Об авторе текста известной песни
В ноябре 2004 года, в Центральном Доме Художников (ЦДХ) в Москве, прошла
мемориальная выставка заслуженного художника РСФСР, графика, мастера городского
пейзажа и картин военного времени Георгия Храпака (25.08.1922 - 1974). В
экспозиции было представлено послевоенное творчество живописца.
За свою недолгую жизнь Георгию Храпаку пришлось испытать и ужасы войны
и тяжесть "сталинских" лагерей. В 1941-ом году, прямо со студенческой
скамьи 19-летним юношей он ушел в армию, прямо на фронт. Поразительное
дело: оказавшийся надолго вдали от родного дома, молодой человек пишет
письмо, неожиданно для себя переходит на стихотворный размер, и вдруг,
это его вполне частное послание со временем оказывается широко
известным и созвучным настроению сотен, а то и тысяч незнакомых людей
самых разных поколений. Появляется песня, способная не только пережить
своего автора, но и вербовать в свои ряды все новых поклонников. Именно
так случилось со стихотворением Георгия Храпака "Я тоскую по родине",
написанным им в последний год войны, в Румынии.
Я иду не по нашей земле,
Просыпается серое утро.
Вспоминаешь ли ты обо мне,
Дорогая моя, златокудрая?
Каким-то образом, вcкоре строки этого стихотворения попали в
"эмигрантские" круги и впервые прозвучали в исполнении знаменитого
певца Петра Лещенко (на пластинке записана не была), проживавшего в те
годы в столице Румынии, Бухаресте. "Тема" тоски по родине, звучавшая в
стихотворении Георгия Храпака, была настолько сильно "созвучна"
"эмигрантской ностальгии", что долгое время считалось, будто песня эта
"эмигрантская", а её автором в ряде справочников и по сей день
указывается руководитель джаз-оркестра Петра Лещенко, выдающийся
музыкант-пианист Жорж Ипсиланти (предполагаемый создатель песни "Здесь
под небом чужим" и многих лирических танго 30-х: "Вернись", "Два
сердца" и др.). Предположительно в конце 40-х годов Ипсиланти, немного
доработав текст, сочинил превосходную мелодию "танго" на стихотворение
"неизвестного" автора, вложив в неё всю боль по покинутой родине (прим.авт.:
по сведениям, к окончательному приходу соц. прав-ва к власти в Румынии,
Жорж Ипсиланти эмигрировал в США). Довольно долгое время песня
оставалась "недоступной" широкой публике. Со временем, в тексте
знаменитой песни менялись некоторые слова, но смысл всегда оставался
прежним, вот так причудливым образом переплелись грусть и тоска по
дому, в душе молодого солдата-художника, с духом подлинно
"эмигрантской" ностальгии выходцев из царской России. Позднее в СССР, в
конце 60-х годов, её спел и записал на пластинку известный актёр Малого
театра, ректор "щепкинского" Театрального училища, исполнитель песен и
романсов Михаил Новохижин (один из первых официальных исполнителей
популярнейшей песни военных лет - "В Землянке"). Уже в наши дни эту
песню поёт "серебрянный голос России", тенор, певец Олег Погудин. Но
большинству слушателей, песня "Я тоскую по родине", пожалуй больше
всего запомнилась в исполнении "королевы русского романса" эмигрантской
певицы Аллы Баяновой (бывшей супруги Жоржа Ипсиланти) и запрещённого
ленинградского певца Аркадия Звездина-Северного, замечательно
исполнявших её в 60-е - 70-е годы. Так же, не менее ярко и душевно
исполняла эту песню в 50 - 60-е замечательная эмигрантская певица Сара
Горби (Горбевич).
Проезжаю теперь Бухарест.
Всюду слышу я речь неродную.
И от всех незнакомых мне мест
Я по родине больше тоскую.
Здесь идут проливные дожди,
Их мелодия с детства знакома.
Дорогая, любимая, жди,
Не отдай мое счастье другому.
Уроженец Киева, Георгий Васильевич Храпак родился в 1922 году и вскоре вместе с
матерью переехал в Москву. Свои занятия живописью он начал в Московском
городском Доме пионеров. В 1941-ом, Г.Храпак окончил "Московское художественном
училище им. Памяти 1905 года", где учился в мастерской у пейзажистов
П.И.Петровичева и В.Н.Бакшеева. В самом начале войны попал в армию, а в конце
1941-го был направлен в "Студию военных художников им. М.Б.Грекова" и уже через
полгода участвует в выставке фронтовых работ студии.
В составе студии военных художников Георгий Храпак прошел всю Великую
Отечественную войну: Западный фронт, 4-ый Украинский фронт. Подобно фронтовым
фото-корреспондентам, художник много рисовал на передовой. В 1943 году он
представил на выставку московской "Студии военных художников им. М.Б.Грекова"
большую серию своих графических работ, выполненных на Западном фронте. Потом,
уже в 1945-ом были, - Австрия, Румыния, Чехословакия, Германия и
Дальне-Восточный фронт. Его качественные фронтовые рисунки появляются в годы
войны на страницах журналов: "Огонёк", "Смена" и в других изданиях. По этим
картинам можно изучать ход войны. Это не стандартные виды красивых европейских
городов, а настоящая летопись Великой Отечественной, уникальная запечатленная на
пожелтевших листах, где изображены руины памятников архитектуры и сражения на
улицах, и в небе. Молодой художник рисовал их в перерывах между боями, положив
на колени листок бумаги. Художники военной поры, такие как Г.Храпак, О.Павлов,
В.Щеглов, М.Володин и др., видели трагедию войны и радость победы, и постарались
донести свои воспоминания до будущих поколений.
В годы войны вполне профессиональный к тому времени коллектив
художников-грековцев нес свою особую службу на разных фронтах Великой
Отечественной. На основе этого фронтового материала были созданы десятки
знаменитых произведений, одно упоминание которых воскрешает в памяти целую эпоху
жизни страны: это знаменитые плакаты "Дойдем до Берлина", картины "Победа",
"Мать", мемориал "Воину-освободителю" в Трептов-парке в Берлине и многие другие
значительные произведения военной и послевоенной поры.
В первый год мирной послевоенной жизни, в 1946-ом художник Георгий Храпак
вступил в московский творческий союз (МОСХ). Мотивы его послевоенных работ, это
картины оживленных улиц и тихих переулков, памятники древнего зодчества,
столичная архитектура и новые современные постройки.
В 1948-ом Георгий Храпак был репрессирован и почти пять лет провёл в заключении.
Вернулся из лагеря в 1953 году, вскоре после смерти Сталина. Храпак был в числе
тех живописцев, кто в годы хрущевской оттепели приложил усилия к восстановлению
в правах, лишенного ложного пафоса, лирического городского пейзажа. Он пишет
этюды и пейзажи Москвы и Подмосковья, Ленинграда, Бухары, Воронежа, Крыма,
Швеции, Ярославля, Костромы, Карелии, Баку...
В послевоенные годы Храпак нашел свою тему в искусстве. "Тема города"
стала главной в творчестве художника. Художник тонко чувствовал "ритм"
городов, его влекло к оживленным улицам, бульварам. Георгий Васильевич
умел найти свой "кадр" в мелькающей картине города. Особенно выделяется
его московский цикл. Это не просто виды, а зафиксированная жизнь
любимого города. В 1961 и в 1966 годах проходят его большие
персональные выставки, он получает звание "Заслуженный художник РСФСР".
Георгий Храпак был многократным участником всесоюзных, молодежных и
республиканских художественных выставок. Скончался Георгий Васильевич
на 52-ом году жизни. Осенью 1974 года, в Москве состоялась посмертная
выставка художника, прошедшая в ЦДРИ.
Ныне его работы входят в экспозиции "Государственной Третьяковской
галереи", "Музея истории и реконструкции Москвы", "Центрального музея
Вооруженных Сил", экспонируются на зарубежных выставках
советского(российского) искусства. В 60-80-е годы вышли книги с
репродукциями его картин: "Ярославль" (из серии "Памятники древнего
зодчества"), "По Швеции" (с путевыми зарисовками). Опубликованы наборы
открыток, буклетов и альбомов с сериями его работ по городам:
"Загорск", "Баку", "Абхазия", "Кострома", "Ульяновск", "Карелия" и
многие другие. Картины художника представляют собой талантливую и
качественную живопись своего времени, своей эпохи.
В московском Центральном Доме Художника (ЦДХ), периодически проводятся
выставки работ и вечера памяти художника. К 60-летию Победы в Великой
Отечественной войне в стенах Государственной Думы проводилась большая
художественная выставка "Дорогами войны", где вместе с работами других
художников военных лет, экспонировались и картины Георгия Храпака. В
2006 году, издательством "Галерея: Времена года" был издан цветной
альбом-монография, посвящённый мастеру городского пейзажа Георгию
Васильевичу Храпаку.
© автор Г.Зиновьев
/По материалам печати и интернета/
* * *
"Я ИДУ НЕ ПО НАШЕЙ ЗЕМЛЕ..."
("Я тоскую по родине")
муз. Жорж Ипсиланти - сл. Георгий Храпак
Я иду не по нашей земле.
Просыпается серое утро.
Вспоминаешь ли ты обо мне,
Дорогая моя, златокудрая?
Предо мною чужие поля.
Как у нас в голубом тумане,
Серебрятся вдали тополя
Этим утром холодным, ранним.
ПРИПЕВ:
Я тоскую по родине,
По родной стороне моей.
Я теперь далеко-далеко
В незнакомой стране.
Я тоскую по русским полям.
Мою боль не унять мне без них.
И по серым любимым глазам,-
Как мне грустно без них...
Проезжаю теперь Бухарест.
Всюду слышу я речь неродную.
И от всех незнакомых мне мест
Я по родине больше тоскую.
Там идут проливные дожди.
Их мелодия с детства знакома.
Дорогая, любимая, жди,
Не отдай мое счастье другому.
ПРИПЕВ:
(1945-ый год, Румыния)
Теперь наш вариант
Я хожу средь не наших ребят
По чужим коридорам физфака,
И везде мне и всюду твердят,
Что я лодырь, лентяй и гуляка.
Здесь теорию строго блюдут,
А науки живой сторонятся,
Здесь по старым законам живут,
Только зданием новым кичатся.
Припев:
Если б вновь на физтех я попал,
И товарищей встретил своих,
Я б Тулайкова даже обнял -
Мне так трудно без них.
Я тоскую от этих потерь,
На душе у меня нелегко
Долгопрудная, где ты теперь?
Далеко, далеко...
Алиханов давно здесь забыт,
О Ландау не скажут ни слова,
Но зато Скобельцын здесь сидит
С Иваненкою и с Соколовым.
На физфаке покоя мне нет,
Здесь попал я в стихию чужую,
И как вспомню родной факультет,
Так о нем еще больше тоскую
Пропев:
Москва, 1947
|